Противообледенительная жидкость для самолётов — важная составляющая гражданской авиации. Без противообледенительной обработки невозможен ни один полёт авиалайнера в зимнее время или в межсезонье, когда во время стоянки на самолёте накапливается снег или наледь.
До 2013 года, большинство крупных аэропортов России, пользовались противообледенительными жидкостями, произведенными иностранными компаниями. В России производителей данных видов жидкости не было. Однако, после снежного коллапса в 2013 году в Московском регионе, когда возник огромный спрос на противообледенительную жидкость, а зарубежные компании не смогли обеспечить поставками запрашиваемый объем — правительством РФ была поставлена задача запустить производство ПОЖ на территории России.
В течении короткого времени, наладить производство гликолей (основа ПОЖ) смогли несколько компаний, которые и стали в дальнейшем официальными поставщиками противообледенительных жидкостей в российские аэропорты. Однако, одна из компаний смогла не просто запустить производство ПОЖ, но и создать технологический процесс по переработке использованной жидкости для её повторной эксплуатации.
Для решения данной технологической задачи был применен термомасляный котёл КТМ-1,0 от завода TEPLO.
Процесс переработки противообледенительной жидкости очень сложен и его можно разбить на несколько этапов:
ЭТАП 1.
Во время обработки самолёта, вся жидкость стекает на аэродромный бетон и после освобождения площадки, на него заезжает специальный автомобиль — который при помощи вакуума собирает с поверхности остатки противообледенительной жидкости. В дальнейшем, данный автомобиль сливает жидкость во временные резервуары, откуда жидкость перегружается в автоцистерны и отправляется на предприятие переработки.
ЭТАП 2.
На предприятии, «отработка» сначала сливается в резервуары, а потом при помощи большой насосной группы подаётся в ректификационные колонны, в комплексе с которыми и работает термомасляный котёл КТМ-1,0 от завода TEPLO. КТМ подаёт теплоноситель с температурой до +350 °С в теплообменники, которые нагревают жидкость.
Здесь нужно отметить, что технологический процесс ректификации имеет сложный, постоянно меняющийся, температурный режим подачи теплоносителя. Это стало определенным вызовом для инженеров по автоматизации, компании TEPLO, которые по точному техническому заданию Заказчика, разрабатывали программное обеспечение для работы котла по заданным параметрам с возможностью регулирования температуры теплоносителя в определенные временные рамки.
В дальнейшем, в колонах проходит процесс ректификации — очищенный гликоль, остаётся внизу колонн, а паровой конденсат выводится.
Процесс ректификации необходим для удаления из отработанной противообледенительной жидкости большой концентрации воды, так как, жидкость, растапливая снежные массы и наледь, смешивается с водными остатками.
ЭТАП 3.
Очищенный гликоль выводится из ректификационных колонн, охлаждается, проходит дополнительные этапы отчистки и фильтрации от различных примесей и заливается в виде товарного продукта в чистые резервуары.
В дальнейшем, при помощи автоцистерн, противообледенительная жидкость доставляется на аэродромы, где используется по своему прямому назначению — при обработке самолёта от наледи и снежного покрова перед взлётом или во время стоянки.