Битум — что это и с чем его «едят»?
Битум — широко известное вещество, которое используется в разных, совершенно непохожих друг на друга отраслях, таких как гидроизоляция, кабельная и лакокрасочная продукция, а также в производстве кровельных и рулонных материалов.
Однако! У большинства людей, первая ассоциация, при слове «битум» будет связана с дорожными работами или укладкой асфальта.
И они будут, в какой-то степени, правы — львиная доля, битума, который производится во всём мире, уходит на дорожное строительство. И используют его, как при изготовлении асфальтобетонной смеси, так и, непосредственно, при укладке асфальта.
Процесс укладки асфальта у офиса TEPLO
В большинстве случаев, используется искусственный битум, который получается путём переработки остатков нефтепродуктов. Тем не менее, в мире, существует и битум природного происхождения, но его общий объем от производства всех битумов, составляет всего 10%.
Битум, с его структурой, вязкостью и прочностью является незаменимым строительным материалом. Однако главная особенность битума — термопластичность. При нормальной температуре окружающей среды, он находится в полутвёрдом состоянии. При нагревании его до температуры 130-160°С, битум переходит в жидкое (рабочее) состояние — в таком виде, он обычно и поступает в асфальтосмеситель, обволакивая и связывая инертные материалы при производстве асфальтобетонных смесей.
За долгие годы работы с битумом, человечество «приручило» данный материал и его добыча с переработкой не вызывает проблем, хотя, безусловно, своя специфика у этого вещества есть. Так же, как и есть нюансы с доставкой.
Доставка
В большинстве случаев, на длинные расстояния, битум перевозят железнодорожным транспортом, заливая его в горячем (жидком) состоянии в цистерны. За время, проведённое в пути, битум успевает затвердеть. Для его выгрузки, вещество разогревают при помощи «паровой рубашки», которая расположена в нижней части вагона. Это система регистров, в которые подаётся горячий пар, который нагревает битум, тем самым переводя его в жидкое состояние, удобное для выгрузки.
Подача пара в «паровые рубашки» железнодорожных цистерн может осуществляться при помощи парогенераторов среднего давления ПГСД, которые, благодаря температуре пара до +195 и давлению до 1,3 МПа, могут эффективно работать с протяженными контурами.
Парогенератор TEPLO в блок-контейнере на жд станции, предназначенной для выгрузки нефтепродуктов.
Для доставки битума на небольшие (до 350 км) расстояния, или же при доставке на конечные объекты, такие, как асфальтобетонный завод, используются автомобили-битумовозы, которые оснащены системами подогрева, которые позволяют поддерживать заданную температуру битума во избежание его затвердевания.
Хранение
После доставки битума на АБЗ, он сливается в битумные хранилища или резервуары.
В советское время были широко распространены яЯмное битумное хранилище с регистрами обогрева в Узбекистанемные битумные хранилища — большие капитальные сооружения из бетона, которые возводились непосредственно рядом с асфальтобетонными заводами. Битумохранилища такого типа встречаются и в настоящее время, однако они всё чаще уступают, современным, металлическим битумным ёмкостям.
Ямное битумное хранилище с регистрами обогрева в Узбекистане
Один из главных недостатков ямного метода хранения — попадание влаги в битум и его последующее обводнение. В хранилище попадают и грунтовые воды, и осадки, что негативно сказывается на качественных характеристиках битума.
В линейке компании TEPLO — две битумные ёмкости БХ-30 и БХ-45, способные, в большинстве случаев, закрыть все потребности по хранению битума на заводах по производству асфальта малой и средней производительности.
Каждый, уважающий себя и своих клиентов, владелец АБЗ знает, что на производстве асфальта должно присутствовать как минимум два битумных резервуара:
- Первый — для длительного хранения битума и создания определённого запаса для долгосрочной работы асфальтобетонного завода.
- Второй — для разогрева битума непосредственно до рабочей температуры и перекачки его непосредственно на производство асфальта.
Несоблюдение условий температурных режимов по хранению битума, может привести к «старению» битума и как следствие, нарушению технологических процессов при производстве асфальта.
Все битумные резервуары от компании TEPLO выполнены в транспортных габаритах и перевозятся в стандартной еврофуре, что значительно облегчает вопросы логистики и доставки оборудования на объект. Согласитесь, что организовать доставку такой ёмкости и смонтировать её на объекте будет намного проще, чем строить капитальное ямное хранилище.
Битумное хранилище БХ-45 от TEPLO
Для разогрева и поддержания температуры битума, в резервуарах БХ-30 и БХ-45 предусмотрены специальные регистры с высоким КПД теплоотдачи, внутри которых циркулирует теплоноситель.
В качестве теплоносителя используется термомасло, которое при минимальных потерях энергии обеспечивает быструю передачу тепла при температурах более +200 °С.
Нагрев
Нагрев масла производит термомасляный котёл КТМ. Учитывая, что температура плавления битума, в зависимости от его марки, колеблется от +130 до +160°С, температура масла, которое его разогревает, должна быть от +200 до +250°С.
Важно! Теплоноситель достигает рабочей температуры до +250 °С, при низком давлении в системе, а это означает что данный вид оборудования не требует регистрации в органах Ростехнадзора.
Для работы в комплексе с асфальтобетонным заводом, и его битумными резервуарами, в зависимости от мощности АБЗ, могут использоваться, как электрические термомасляные котлы, так и установки, которые работают на газовом или жидкостном топливе.
КТМ-0,5, работающий на газовом топливе в составе битумного хозяйства АБЗ, в г. Миасс, Челябинская область.
КТМ, работающие на электричестве имеют весьма небольшую теплопроизводительность и в большинстве случаев устанавливаются на небольших асфальтобетонных заводах. Термомасляные котлы, работающие на газу или дизеле — более мощные и способны поддерживать рабочую температуру битума в целых комплексах битумных резервуаров.
В номенклатуре термомасляных котлов завода TEPLO есть, как электрические, так и установки, работающие на дизельном или газовом топливе различной производительности. В зависимости от АБЗ, его загруженности и объема битумного хранилища, завод TEPLO готов предложить оптимальный вариант маслонагревательной станции.
Электрический КТМ-0,03Э от TEPLO, установленный на асфальтном заводе в г. Курган
Плавление
Также, термомаслянные котлы, могут работать и в комплексе с битумными плавильнями. Данное оборудование актуально в тех регионах, где доставка битума в жидком состоянии невозможна или крайне затруднительна. Тогда, на асфальтобетонный завод, осуществляется доставка битума в твёрдом состоянии в безвозвратной таре — это может быть битум в брикетах, биг-бегах или кловертейнерах.
Битумные плавильни, такие как битумная плавильня БП-2 от TEPLO, позволяют осуществлять плавление битума прямо непосредственно на объекте его использования.
Битумная плавильня БП-2 от TEPLO
Принцип действия плавильни следующий — в БП-2, с помощью крана или вилочного погрузчика загружается брикет с твёрдым битумом. Под брикетом находятся регистры, в которых циркулирует горячий теплоноситель, нагнетаемый от термомасляного котла. Битум начинает плавиться, становится вязким и под собственным весом проваливается в чашу бассейна, которая расположена в нижней части плавильни. В дальнейшем, при достижении битума рабочей температуры, его перекачивают в битумную ёмкость или отправляют напрямую на асфальтобетонный узел.
Такие битумные плавильни предназначены, в большинстве случаев, для небольших и удалённых АБЗ, но могут использоваться, в том числе, и на различных битумных хранилищах и терминалах.
Битум. Заключение
Установки для работы с битумом — очень сложное и непростое оборудование и прежде чем, заключить договор на отгрузку нашим потенциальным клиентам, мы всегда задаём сотни вопросов, которые помогут нам подобрать необходимые тепловые центры с нужными характеристиками и параметрами.
«Сколько асфальта производит завод в час? Сколько битума ежедневно доставляют на объект? В каких ёмкостях будет производиться хранение? Сколько битума необходимо для автономной работы АБЗ?» — и многие, многие другие вопросы, ответы на которые, позволяют нам составить полную картину необходимого проекта подключений тепловых центров на объекте у Клиента и предложить Заказчику выгодное Коммерческое Предложение.
• Отдел продаж: +7-351-220-77-84
• Официальный сайт завода TEPLO: teplo-power.ru
• Выставочный зал TEPLO: Яндекс Карты
• ВК: vk.com/teplo_power
• Телеграм: t.me/teplo_es
• Дзен: dzen.ru/teplo_power
• YouTube: youtube.com/@teplo-power
• RuTube: rutube.ru/channel/24605199